Роль гендерных теорий в выборе профессии и построении карьеры: краткий обзор зарубежной литературы
https://doi.org/10.24182/2073-6258-2024-23-1-88-92
Аннотация
Современные общества стремятся к большему гендерному равенству и инклюзивности, поэтому крайне важно изучить влияние гендера на профориентацию для разработки более эффективных вмешательств и систем поддержки. Признание уникальности проблемы и опыта, с которыми сталкиваются люди разного пола, может повысить эффективность и актуальность мероприятий по профориентации. Изучая различные аспекты карьерного роста через гендерную призму, наука способствует лучшему пониманию того, как гендер формирует выбор профессии, опыт и потребности в консультировании отдельных лиц. В статье рассмотрены особенности профессионального выбора и построения карьеры с позиции гендерных теорий. Сделан вывод о том, что они помогают объяснить формирование и укрепление гендерных стереотипов, влияние дискриминации на психологическое благополучие, выбор профессии и карьерной траектории, а также взаимодействие гендера с другими социальными идентичностями.
Об авторах
Е. В. МорееваРоссия
Е. В. Мореева - кандидат экономических наук, доцент
Москва
Е. В. Дианина
Россия
Е. В. Дианина - старший преподаватель кафедра связей с общественностью
Москва
Список литературы
1. Bem S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review. 1981. № 88 (4). С. 354–364.
2. Diekman A.B., Eagly A.H. (Of men and women, breadwinners and homemakers: Sex role stereotypes in power and status hierarchies. Sex Roles. 2018. № 58 (3-4). С. 91–101.
3. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. Lawrence Erlbaum Associates. 1987.
4. Eagly A.H., Karau S.J. Role congruity theory of prejudice toward female leaders. Psychological Review. 2002. № 109 (3). С. 573–598.
5. Eagly A.H., Wood W., Diekman A.B. Social roles, stereotypes, and gender differences in social influence. Journal of Personality and Social Psychology. 2000. № 78 (4). С. 524–537.
6. Greenhaus J.H., Powell G.N. When work and family are allies: A theory of work-family enrichment. Academy of Management Review. 2016. № 31 (1). С. 72–92.
7. Koenig A.M., Eagly A.H., Mitchell A.A., Ristikari T. Are leader stereotypes masculine? A meta-analysis of three research paradigms. Psychological Bulletin. 2011. № 137(4). С. 616–642.
8. Kornadt A.E., Rothermund K. (Contexts of aging: Assessing evaluative age stereotypes in different life domains. Journal of Gerontology. Psychological Sciences. 2011. № 66 (5). С. 547–556.
9. Markus H.R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review. 1991. № 98 (2). С. 224–253.
10. Schmitt M.T., Branscombe N.R., Postmes T., Garcia A. The consequences of perceived discrimination for psychological well-being: A meta-analytic review. Psychological Bulletin. 2014. № 140 (4). С. 921–948.
Рецензия
Для цитирования:
Мореева Е.В., Дианина Е.В. Роль гендерных теорий в выборе профессии и построении карьеры: краткий обзор зарубежной литературы. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2024;23(1):88-92. https://doi.org/10.24182/2073-6258-2024-23-1-88-92
For citation:
Moreeva E.V., Dianina E.V. The role of gender theories in choosing a profession and building a career: a brief review of foreign literature. Scientific notes of the Russian academy of entrepreneurship. 2024;23(1):88-92. (In Russ.) https://doi.org/10.24182/2073-6258-2024-23-1-88-92